Месяц в древней Руси: таинственный символ небесного света

Месяц в древней Руси: таинственный символ небесного света

Поверья, по которым небо и земля тесно связаны, объясняли, как небесные объекты якобы влияли на жизнь людей. В старину верили, что звезд на небе столько, сколько людей на земле: с рождением человека на небе загорается звезда, а с его смертью — падает и потухает. Летние звездопады Персеиды объясняли высокой смертностью во время полевых работ. Другие представления связаны с  нечистой силой : якобы в падающие звезды могли превращаться черти, которые спускались на землю. Верили, что нечисть может украсть звезду и таким образом погубить человека.

Существовали особые приметы : считалось, что летом звездопад — к  дождю , зимой — к снегу. По поверьям, звезды нельзя было считать, это могло привести к болезням или слепоте.

Описание небесных тел в старинных летописях и религиозных сочинениях изучал советский астроном Даниил Святский. Он отмечал, что летописцы обычно указывали год, день и час астрономического события, что затем помогало историкам установить его достоверность. Впервые их упоминали в русской летописи в XI веке. Это была комета Галлея, которая возвращается к Солнцу каждые 75–76 лет. В летописях и литературных памятниках более поздних она появилась вновь как «страшная звезда с лучом» .

Кометы в народе также относили к «детям солнца». Их именовали хвостатыми или волосатыми звездами, звездами с метлой. Появление комет считали предвестником большой беды — неурожая и голода, болезней и мора, кровопролитной войны и гибели всей страны. С ними же связывали и поражения русских войск в битвах.

Связанные вопросы и ответы:

1. Как месяц влиял на сельскохозяйственные работы в древней Руси

Месяц играл ключевую роль в планировании сельскохозяйственных работ. Лунные циклы помогали определить время посадки и сбора урожая. Весной, после полнолуния, начинались посевы, а осенью, перед новолунием, собирался урожай. Фазы луны также влияли на выбор пород растений и график поливов. Это позволяло древним русичам максимально эффективно использовать природные циклы.

2. Какие мифы и легенды о месяце существовали у древних русичей

В древнерусской мифологии месяц часто ассоциировался с богами и магическими силами. Существовала легенда о боге Месяце, который управлял ночью и приливами. Также рассказывалось о том, как месяц помогает людям ориентироваться в темное время. Некоторые легенды связывали месяц с женскими богинями, символизирующими плодородие и жизнь. Эти истории передавались из поколения в поколение, формируя культурное сознание.

3. Как месяц связан с древнерусским календарем

Древнерусский календарь был основан на лунных циклах, что делало месяц важным элементом. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых соответствовал определенной фазе луны. Начало месяца совпадало с новолунием, а конец – с полнолунием. Это позволяло точно планировать как религиозные, так и сельскохозяйственные мероприятия. Календарь также включал праздники, связанные с изменениями фаз луны.

4. Какие ритуалы и обряды связаны с месяцем в древней Руси

Месяц сопровождал множество ритуалов и обрядов, особенно связанных с сельским хозяйством. Во время полнолуния проводились обряды, направленные на привлечение дождей и хорошего урожая. В новолуние совершались ритуалы очищения и начала нового цикла. Также существовали обряды, связанные с любовью и браком, где месяц выступал символом единства. Эти ритуалы объединяли общину и укрепляли веру в природные силы.

5. Как месяц влиял на повседневную жизнь древних русичей

Месяц влиял на повседневную жизнь древних русичей во многих аспектах. Лунные циклы регулировали время работы и отдыха, особенно в сельской местности. Фазы луны также влияли на планирование путешествий и охоты. В ночи под полнолунием проводились собрания и праздники, что способствовало общению и культурной жизни. Месяц был неотъемлемой частью повседневности, влияя на привычки и традиции.

6. Какие мифологические персонажи связаны с месяцем в древнерусской мифологии

В древнерусской мифологии месяц связывался с различными персонажами, такими как богиня Мокошь, покровительница сельского хозяйства. Также существовали легенды о лунном коне, символизирующем скорость и изменчивость. Некоторые мифы связывали месяц с богом Перуном, который управлял громом и молнией. Эти персонажи отражали важность месяца в природных циклах и жизни общества. Они служили олицетворением сил природы и руководством для людей.

Какое культурное значение имел месяц в жизни древних славян

В современном русском календаре месяцы носят латинские названия. Одна часть из них является номерами по счету. Например, сентябрь и декабрь – это седьмой и десятый . Другие отсылают к именам античных божеств и римских императоров – например, март, июнь, июль названы в честь Марса, Юноны, Юлия Цезаря. Эта система пришла к нам из Византии, чья культура унаследовала многие традиции Древнего Рима. В традиционных славянских календарях месяцы носят названия в честь погоды или вида работ, свойственных для этого времени: февраль – сечень , потому что в этом месяце рубят лес на дрова; май – травный ; сентябрь – ревун , потому что в этом месяце животные ревут из-за брачного сезона и т.п.

Современный историк Вадим Долгов считает , что с самого начала христианизации византийские монахи целенаправленно насаждали на Руси свои названия месяцев. Они опасались, что их старые «языческие» славянские имена могли ввести новообращенных христиан в соблазн и обратить к привычным верованиям. В дальнейшем оказалось, что монахи не ошиблись, и переименование месяцев мало помогло. Тем более что простонародном деревенском обиходе месяц мог одновременно называться и по-латински, и по-славянски – январь- лютовей , март- капельник , август- жнивень .

В языках большинства современных славянских народов, в том числе украинцев и белорусов, месяцы сохранили свои старинные славянские наименования. При этом они не совпадают друг с другом – например, древнерусский июль назывался червен («красный» – месяц созревания ягод), а в украинском, белорусском и польском червень – это июнь. Почему это так? Дело в том, что часть славян живет чуть южнее, а часть – чуть севернее, поэтому фактически сезоны у них приходят в разное время. Так, в древнерусский месяц сечень (февраль) отстает, а листопад (октябрь), наоборот, забегает вперед по сравнению с одноименными месяцами у украинцев и белорусов – у них это, соответственно, январь и ноябрь. Это потому, что в более мягком климате лес рубят на месяц раньше, а в деревья теряют листву на месяц позже.

Какие мифы и легенды связаны с месяцем в древнерусском фольклоре

Кстати, «июлем» второй летний месяц назван древними римлянами как раз в честь императора Юлия Цезаря, реформатора того самого календаря, по которому жили наши прадеды. А у нас сия пора прежде всего звалась «сенозарником», поскольку, как уже было сказано, в эти дни крестьяне с первой зарей заготавливали сено. «Грозником» июль величали из-за обилия гроз, «маковцем» – потому что нынче макушка лета, а «страдником» – поскольку на дворе стоял разгар страды.

Как месяц влиял на сельскохозяйственные работы в Древней Руси. Месяц-прибериха

Слово «страда» происходит от древнерусского «страдати», что означает «стараться» и «добиваться». В пору тяжёлых работ – сенокоса и жатвы – крестьяне действительно в буквальном смысле слова страдали за урожай, и для этого времени свойственно колоссальное напряжение моральных и физических сил всех селян без исключения. Работа находилась для детей, стариков и даже для болящих. Оттого июль величали ещё одним характерным именем – «месяц-прибериха», о чём разъясняют русские пословицы:

«Придёт месяц-прибериха, всё приберёт!»

«В июле на дворе пусто, да на поле густо!»

«Не топор мужика кормит, а июльская работа!»

«Сбил сенозорник-июль у мужика спесь, некогда на полати лезть!»

«Плясала бы баба, да макушка лета настала!»

«Всем лето пригожо, да макушке тяжело!»

«Макушка лета устали не знает!»

«В июле хоть разденься, а все легче не будет!»

«Знать, мужик — доможил, что на сенозорник не спит!»

А июль-то бывает разный. В иной благодатный год в поле и впрямь «густо», и брюхо с голоду мужика не подводит. А бывает и лихолетье, когда вокруг «неприбериха», когда «колос от колосу — не слыхать человечьего голосу», и тогда июль не от дождей прозывается грозник, а от грозной беды неминучей для всех тех, кто кормится щедротами земли-матушки.

Как месяц влиял на сельскохозяйственные работы в древней Руси

– славянские боги, удивительные создания, которым наши предки поклонялись на протяжении веков, возносили дары, воспевали хвалебные песни. Говорить о том, были ли за образами богов реальные люди, сложно, да и вопрос этот достаточно спорный. Возможно, через несколько столетий тайна происхождения богов и будет открыта, но сейчас мы поговорим о пантеоне славянских богов в несколько ином контексте – их символах, сущности и идеях, которые были вложены нашими предками в каждый яркий и своеобразный образ.

Этот раздел посвящен всем богам, которые занимали определенное место в жизни и быте наших предков. Богам, которым поклонялись, которых боялись, которых славили и почитали. Если обратиться к результатам исследований летописей и археологических раскопок, то на территории Древней Руси в различные временные периоды боги славянской мифологии несколько меняли свои значения – Светлые (Ясуни) и Темные (Дасуни) в разных частях Руси несколько отличались. Причиной этому являлись и междоусобные войны, и нападения внешних врагов, и переосмысление природы вещей, и неизбежный прогресс. Но при этом список славянских богов и схема славянских богов оставались практически неизменными – верховным богом был Род (хотя встречаются упоминания о Перуне в качестве мирового владыки), Лада – одно из воплощений Рода, в котором сочетаются жизненная энергия, верность и любовь. Стоит сказать, что список богов славянской мифологии в разное время несколько разнился и менял свой состав, поэтому однозначно утверждать о том, кто же был в этом списке, невозможно. Стопроцентно утверждать то, что приведенные на нашем сайте данные о богах имеют реальные документальные подтверждения, нельзя, – мы собрали максимум информации не только из открытых источников, но из узкоспециализированных научных работ, поэтому надеемся, что эти данные придутся по душе и ценителям заповедей славянских богов, и всем интересующимся.

Какие праздники и ритуалы были связаны с месяцем у древних славян

Великий пост соблюдается в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего Крещения удалившегося в пустыню. Пост состоит из собственно сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей Христовых».

Подготовка к нему начинается задолго, вскоре после праздника Богоявления. Особенно важными в народе считались начало, середина и конец поста (первая, четвертая и седьмая недели). Начинается пост с очищения от масленичного разгула.

Великий пост предваряют четыре особые недели, или седмицы.

В Первую недел ю церковь призывает верующих к покаянию и смирению, к избавлению от гордыни как главного источника грехов. Ограничений на пищу на этой неделе не вводится.

Вторая неделя посвящена евангельской притче о блудном сыне. В это время усиливается мотив покаяния. Грешникам, отступникам от церкви дается надежда на возврат в ее лоно, как блудному сыну в отчий дом.

Третья неделя называется «мясопустной» или «неделей Страшного суда», так как о нем читается во время литургии. Верующим напоминают об ожидающем их последнем суде живых и мертвых, чтобы жили они в страхе Божьем и помнили о грядущем наказании за грехи и беззакония. В течение семи дней церковным уставом еще разрешается употреблять в пищу мясо.

Мясо запрещено есть в последнюю подготовительную неделю, известную в народе как масленичная, или сыропустная неделя. На протяжении семи дней, предваряющих Великий пост, употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца. В церковных проповедях и песнопениях в эти дни верующим напоминается о необходимости воздержания, о том, что близится час покаяния. Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем.

Как месяц связывался с богами в древнерусской мифологии

Когда и где на Руси появился первый календарь, история ответа не дает, так как большинство пись­менных памятников периода Киевской Руси и более ранних не сохранилось из-за неоднократных пожа­ров, различных нашествий врагов и войн.

В очень далекие времена на Руси, как и в других странах, пользовались деревянными календарями. Даже в конце XIX в. в некоторых губерниях России встречались деревянные календари, представлявшие брусок с шестью боковыми гранями длиной около полуметра с утолщением посередине. На каждой грани делали зарубки по числу дней для двух оче­редных месяцев, а условными значками против со­ответствующих зарубок отмечали важнейшие рели­гиозные праздники.

Первая попытка как-то регламентировать хозяйственную жизнь была предпринята в «Изборни­ке» Святослава (1076 г.).

Счет времени по сезонам

В Древней Руси до принятия христианства, т.е. до конца X века, счет времени велся по сезонам года. Началом года считалась весна, а наиболее важным сезоном было лето. Отсюда произошло второе значение слова «лето» как синонима слова «год».

Славяне делили год на четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. Каждый сезон имел свои особенности, связанные с природными явлениями и сельскохозяйственными работами. Такая система счета времени была обусловлена земледельческим укладом жизни древних славян.

Лунно-солнечный календарь

Помимо счета по сезонам, примерно в то же время, приме­нялся и 12-месячный лунный календарь. В более позд­ние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет встав­лялся добавочный, 13-й месяц. Таким образом достигалась более точная привязка календаря к смене времен года.

Семидневная неделя (седмица)

У славян существовала семидневная неделя, которая называлась «седмицей». Она была связана с лунными фазами и делила месяц на четыре седмицы. Имена дней недели были порядковыми числительными (первый, второй и т.д.). Седьмой день недели считался днем отдыха и назывался «неделей».