Название месяцев в древнерусском календаре. Славянские названия месяцев: мудрость народного календаря
- Название месяцев в древнерусском календаре. Славянские названия месяцев: мудрость народного календаря
- Как появились названия месяцев в календаре
- Древнерусский Календарь. Славяно-Арийский Календарь
- Древнеславянский Календарь по месяцам. Славяно-Арийский Календарь
- Славянский Календарь по дням. Календарь славянских праздников и список языческих обрядов
- Языческий Календарь древних славян. Четыре сезонные ипостаси славянского бога солнца: Коляда—Ярило—Купайла—Световит
Название месяцев в древнерусском календаре. Славянские названия месяцев: мудрость народного календаря
Душевные подарки к славянским праздникам!
Собрали мы в лавке северные товары, которым сердце радуется! Такие не зазорно родным на Коляду или другой праздник подарить. А можно и себя северными гостинцами побаловать – от даров наших согревается душа.
Посмотреть подборку
Зародилось на небе Молодое Солнце, Коляда, начался новый круг солнечного колеса. Нынче начало года с 1 января считают, в старину же иначе было. Новолетие справляли весной али осенью, а с праздника Коляды начинался новый год для земледельцев. О том, каким видели год наши Предки, рассказывают славянские названия месяцев да поговорки, что хранит земля северная. О том в новой статье поведаем.
Название месяцев по народному календарю отражает, чем в это время природа богата. В январе растет день, растет и холод, а весной и оглобля травой за ночь зарастает. Славяне то издревле примечали, да давали народные названия месяцев, подсказывающие, чего от матушки-природы ждать следует.
Сколько календарей было у славян?
Издревле пользовались славяне природным календарем, Месяцесловом. Его вышивали каргопольские мастерицы на старинных сарафанах да передниках. Славянские названия месяцев в разных местностях ведали свои. На юге «червень», месяц созревания ягод, уж в июне наступал, на севере – в июле. Народные названия месяцев отражали дары природы, характерные для определенного сезона, оттого и разнились для юга и севера. А всё одно были частью единого природного календаря!
Как появились названия месяцев в календаре
Как появился современный календарь, сейчас известно достаточно хорошо. Хотя, некоторым может показаться, что если летосчисление в нём ведётся от Рождества Христова, то и появился он именно в это время. Однако на второй взгляд, эта версия кажется довольно абсурдной. Даже если признать, что Христос существовал и родился в нулевом или первом году нашей эры, кажется весьма сомнительным, что люди начали отсчёт летосчисления ровно в момент его рождения, о котором, если верить христианским мифам, знали в то время только волхвы. Если покопаться в истории, можно обнаружить, что введение календаря, очень близкого к тому, которым мы сейчас пользуемся, и современного летосчисления разнятся больше чем на 500 лет!
Календарь был введён ещё в 45-м году до н.э. Юлием Цезарем, который реформировал старый римский календарь, основанный на астрономической культуре эллинского Египта. Конечно, тогда этот год не считался 45 до нашей эры. Годы в то время вообще не нумеровались, а обозначались по именам правивших тогда консулов.
Только в 16-м году до нашей эры наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летосчисление от предполагаемого года основания Рима (753 до н. э.). Зато всё остальное в этом календаре, названом в честь его основателя, Юлия Цезаря, юлианским, было почти так же, как в современном: год делился на 12 месяцев, в каждых трёх из четырёх годов было 365 дней, а в каждом четвёртом (високосном) — 366. Даже названия месяцев и количества дней в них были такими же, как сейчас. Единственным небольшим отличием от современного календаря было отсутствие одной маленькой поправки на один день примерно раз в сто лет, которая позволяет сделать среднюю продолжительность года почти точно соответствующей астрономическому году.
Что же означают названия месяцев нашего года? Ясно, что они тесно связаны с римской историей и культурой.
Январь (лат. Jānuārius mēnsis «Янусов месяц») получил своё название в честь двуликого римского бога Януса. Название символически означает «дверь в год».
Февраль (лат. Februārius mēnsis «очистительный месяц» от лат. Februa «праздник очищения») берёт своё название от этрусского бога подземного царства Фебрууса, и связанного с ним обрядами очищения (februa, februare, februum), которые приходились на праздник Луперкалий (15 февраля), выпадая по староримскому лунному календарю на полнолуние.
Март (лат. Mārtius mēnsis — Марсов месяц) назван в честь древнеримского бога войны Марса.
Апрель . Насчёт происхождения названия этого месяца есть несколько версий:
• от латинского глагола aperire — «открывать», потому что в этом месяце в Италии открывалась (начиналась) весна, зацветали деревья и цветы.
• от латинского слова apricus — «согреваемый солнцем».
• от Aphrilis, что есть отсылка к греческой богине Афродите (также Aphros). Именно эта греческая богиня соответствовала римской Венере, которой был посвящён апрель.
Май (лат. mensis Majus — «месяц богини Майи») был назван в честь греческой богини Майи, которая отождествлялась с римской богиней плодородия Bona Dea (Добрая Богиня), чей праздник приходился на это время.
Июнь (лат. Junius — «месяц Юноны») Наиболее распространённой версией происхождения названия этого месяца является версия его происхождения от имени римской богини Юноны, супруги Юпитера.
Июль (лат. Julius — «месяц Юлия») Был назван в честь Юлия Цезаря, родившегося в этот месяц и основателя календаря.
Август (лат. augustus — «месяц Августа») был назван в честь Октавиана Августа. Этот месяц получил своё название несколько позднее, во времена правления императора, в честь которого назван, как наиболее счастливый для него месяц.
Все остальные месяцы от сентября до декабря получили свои названия от латинских числительных, которые обозначали номер соответствующего месяца в староримском календаре. Любопытно, что нумерация месяцев в юлианском календаре была смещена на два месяца назад по сравнению с древнеримским, поэтому сейчас девятый по счёту месяц — сентябрь мы называет латинским словом «седьмой», десятый — восьмым и т.д.
Что касается современного летосчисления, то оно было предложено римским аббатом Дионисием Малым только в 525 году на основе вычисленного им года рождения Христа и с тех пор стало распространятся по всему миру. В Россию оно пришло совсем недавно, только в 1700 году, при Петре I.
Древнерусский Календарь. Славяно-Арийский Календарь
Древним Славянским Календарём называют Славяно-Арийский Календарь (Ведический) , летоисчисление которого начинается с С отворения М ира в З вёздном Х раме.
Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами, а Звёздный Храм – это название годины по. Данное летосчисление появилось после победы Великой Расы (древними Славянами) над Великим Драконом (Древний Китай) (5508 г. до н. эры). Эту победу наши Предки отобразили в виде образа – Витязь на коне поражает копьём Дракона . Но после крещения Руси, христиане приписали достижения наших Предков себе, и данный образ начали трактовать, как христианский святой Георгий Победоносец побеждает змия, который опустошал земли языческого царя.
Календарь – это Коляды Дар что буквально означает подарок Коляды. Т.е. слово "календарь" происходит от сращения Каляды Даръ.
Коляда – Воплощение новогоднего солнечного цикла. По древнеславянской мифологии Коляда появился на свет в 7 тысячелетии до Р.Х., чтобы спасти человечество от духовного вырождения.
Другое название Календаря — (ДКЧ).
Строение Даарийского Круголета Числобога построено на древней шестнадцатеричной системе исчисления, 16 годов Круголета проходят через 9 Стихий, создавая Круг Жизни, который насчитывает 144 года. Начало Лет Круголета приходятся на день Осеннего Равноденствия. В этот день начинался Великий древний праздник Рамха-Ита (Новолетие). Полный Солнечный Круг, от Рамха-Иты до Рамха-Иты, разделяли на три периода времени – Оусень, Зиму и Весну, а соединяясь воедино они дают солярный круг – Лето . От этого определения солярного круга, появились такие понятия, как Летописания, Летоисчисления и т.д. ("Год" в место Лето появились при Петре I, а образ "год" (от "година") обозначает "структурный" отрезок времени с 1-го по 144-ый год).
- = 180 Кругов Жизни (25 920 Лет). Сейчас считают веками (по 100 лет), а Славяно-Арии считали Кругами Жизни.
- = 9 Кругов Лет или равен 144 Лета - это минимальный срок жизни для людей в этом мире.
- = 16 Лет: пятнадцать простых Лет и шестнадцатое - Священное Лето. Это происходит из-за того, что каждые шестнадцать лет орбита Мидгарда (наша Земля) удлиняется из-за взаимодействия с другими Землями (планетами) и Лето удлиняется на 4 дня. Этот цикл также связан с древними событиями, а именно 15 лет шло переселение Родов Расы Великой из Даарии в Рассению (территория от Урала до Тихого океана), а 16-ое Лето наши Предки обживали новые земли и возносили славу Богам Нашим. В честь этого события Предки стали праздновать Пасхеть, что в переводе с х`Арийской руники означает "Путь по которому шли Боги". Отчёт Лет ведется от дня Великого праздника Рамха-Ита (или от дня Новолетия, т.е. начало нового Лета).
- Каждое Лето имеет своё название.
- Каждое Лето имеет 9(месяцев) и содержит три природных сезона: Оусень, Зима и Весна. Т.е. на каждый природный сезон приходится по три. Вместо современных месяцев "встарь считали сороками: первое сорок, другое сорок и пр.
"Что девять сороков, что четыре девяноста — одно", "Сороковины или сорочины ж. мн. поминки, поминание, поминовение, упокойная память, молитва, в 40-й день" - из словаря В.Даля. - Простое Лето = 365, в котором все нечетныесодержат по 41 дню, а чётные ‒ по 40 дней. (5х41=205)+(4х40=160)=365.
Древнеславянский Календарь по месяцам. Славяно-Арийский Календарь
Древним Славянским Календарём называют Славяно-Арийский Календарь (Ведический) , летоисчисление которого начинается с С отворения М ира в З вёздном Х раме.
Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами, а Звёздный Храм – это название годины по. Данное летосчисление появилось после победы Великой Расы (древними Славянами) над Великим Драконом (Древний Китай) (5508 г. до н. эры). Эту победу наши Предки отобразили в виде образа – Витязь на коне поражает копьём Дракона . Но после крещения Руси, христиане приписали достижения наших Предков себе, и данный образ начали трактовать, как христианский святой Георгий Победоносец побеждает змия, который опустошал земли языческого царя.
Календарь – это Коляды Дар что буквально означает подарок Коляды. Т.е. слово "календарь" происходит от сращения Каляды Даръ.
Коляда – Воплощение новогоднего солнечного цикла. По древнеславянской мифологии Коляда появился на свет в 7 тысячелетии до Р.Х., чтобы спасти человечество от духовного вырождения.
Другое название Календаря — (ДКЧ).
Строение Даарийского Круголета Числобога построено на древней шестнадцатеричной системе исчисления, 16 годов Круголета проходят через 9 Стихий, создавая Круг Жизни, который насчитывает 144 года. Начало Лет Круголета приходятся на день Осеннего Равноденствия. В этот день начинался Великий древний праздник Рамха-Ита (Новолетие). Полный Солнечный Круг, от Рамха-Иты до Рамха-Иты, разделяли на три периода времени – Оусень, Зиму и Весну, а соединяясь воедино они дают солярный круг – Лето . От этого определения солярного круга, появились такие понятия, как Летописания, Летоисчисления и т.д. ("Год" в место Лето появились при Петре I, а образ "год" (от "година") обозначает "структурный" отрезок времени с 1-го по 144-ый год).
- = 180 Кругов Жизни (25 920 Лет). Сейчас считают веками (по 100 лет), а Славяно-Арии считали Кругами Жизни.
- = 9 Кругов Лет или равен 144 Лета - это минимальный срок жизни для людей в этом мире.
- = 16 Лет: пятнадцать простых Лет и шестнадцатое - Священное Лето. Это происходит из-за того, что каждые шестнадцать лет орбита Мидгарда (наша Земля) удлиняется из-за взаимодействия с другими Землями (планетами) и Лето удлиняется на 4 дня. Этот цикл также связан с древними событиями, а именно 15 лет шло переселение Родов Расы Великой из Даарии в Рассению (территория от Урала до Тихого океана), а 16-ое Лето наши Предки обживали новые земли и возносили славу Богам Нашим. В честь этого события Предки стали праздновать Пасхеть, что в переводе с х`Арийской руники означает "Путь по которому шли Боги". Отчёт Лет ведется от дня Великого праздника Рамха-Ита (или от дня Новолетия, т.е. начало нового Лета).
- Каждое Лето имеет своё название.
- Каждое Лето имеет 9(месяцев) и содержит три природных сезона: Оусень, Зима и Весна. Т.е. на каждый природный сезон приходится по три. Вместо современных месяцев "встарь считали сороками: первое сорок, другое сорок и пр.
"Что девять сороков, что четыре девяноста — одно", "Сороковины или сорочины ж. мн. поминки, поминание, поминовение, упокойная память, молитва, в 40-й день" - из словаря В.Даля. - Простое Лето = 365, в котором все нечетныесодержат по 41 дню, а чётные ‒ по 40 дней. (5х41=205)+(4х40=160)=365.
- Священное Лето = 369в котором всесодержат по 41 дню. (9х41)=369.
- Неполный = 40.
- Полный = 41.
- = 9 (дней). Каждому дню Недели, кроме последнего, соответствовало числительное название: понедельник, вторник, тритейник, четверик (четверг), пятница, шестица, седьмица, осьмица и собственно Неделя, день в который ничего не делают, а отдыхают от трудов праведных.
Все Сороковники (месяцы) начинались в строго определенные дни недели. Например, если первый Сороковник года начинается во вторник, то и все остальные нечетные Сороковники будут начинаться во вторник, а четные — в седмицу.
Это было очень удобно, все нечетные месяца Простого Лета начинались с одного дня недели, а всё чётные с другого. А так как Священное Лето состоит из 41 недели, то и следующий Круг Жизни, начинался с того же дня недели, что и Священное Лето. Таким образом, каждый Круг Жизни, т.е. цикл из 144 лет, начинался с Понедельника. - 9 - это священное число, его значение – полное развитие, целостности.
Славянский Календарь по дням. Календарь славянских праздников и список языческих обрядов
Древние языческие и славянские традиционные праздники, главные памятные даты и обряды, значение которых важно для всего Рода, находились в календаре определенного числа или месяца не просто так. Все праздники славянских народов и традиции тесно связаны с Природой и ее жизненным ритмом. Мудрые предки понимали – невозможно повернуть ее вспять и бессмысленно переписывать старые стили на новые.
В нашем календаре языческих праздников славян мы указываем для вашего удобства даты по новому стилю. Если Вы хотите праздновать их по старому, просто отнимите от указанного числа и месяца тринадцать дней. Мы будем искренне рады тому, что Вы проникнетесь честностью и полезностью, разумностью и благодатью языческих праздников Древней Руси и Предков-славян, их традиций и поможете возродить и передать их своим Потомкам для укрепления силы всего Рода. Для желающих войти в новый ритм с обережной защитой амулетов, заходите в наш каталог —
Природный календарь славян основан на четырех главных точках – днях осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Они определяются астрологическим расположением Солнца относительно земли:
Само же годовое Колесо – Коло Сварога состоит из двенадцати лучей-месяцев. Силой Богов и Рода она запущено в непрерывное вращение посолонь и образует Круговорот Природы.
Саму любовь славян к своей Земле и Круговороту стихий и времен года отражают древние языческие названия каждого месяца. В одном емком слове отражена суть времени и ласковое обращение к Природе, понимание ее трудной Круглогодичной работы во Благо своих детей.
Языческий Календарь древних славян. Четыре сезонные ипостаси славянского бога солнца: Коляда—Ярило—Купайла—Световит
Достоверно известно, что древний славянский календарь строился по явлениям четырех сезонных ипостасей языческого бога солнца — Коляда-Ярило-Купайла-Световит ,
привязанным к четырем астрономическим солнечным событиям года:— слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда — рождается обновленным утром после Ночи Зимнего солнцестояния,— в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юноша Ярило ,— в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-муж Купайла ,— в День Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старик Световит , умирающее на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу. Подробнее о верованиях и о четырех великих солнечных праздниках древних славян см.: Известно, что в разные времена и в разных местностях славяне пользовались разными календарями — с древнейших времен между тогдашними племенами и народами Евразии и Северной Африки шел постоянный культурный обмен. Славянский Новый год в глубокой древности приходился на 12-ю Ночь великого Йоля-Солнцеворота (см. ниже), затем на День весеннего равноденствия, уже в христианские времена - на День осеннего равноденствия.Дошедшие до нас скудные сведения о древних дохристианских славянских календарях фрагментарны, весьма путаны, во многом противоречивы. Кроме того, в течение столетий значительно "дополнены" и "поправлены" церковниками и различными исследователями.Потому никакой полностью достоверной реконструкции хотя бы одного древнего славянского календаря нет — большая часть сведений о них утрачена безвозвратно. То, что преподносится сейчас как некий "истинный древний славянский календарь", всегда смесь некоторых дошедших до нас в разной степени достоверных исторических сведений и собственной богатой фантазии очередного
"исторического реконструктора".О проблемах изучения славянских календарей и об имеющихся в распоряжении современной науки слишком скудных достоверных сведениях о славянских календарях см. в приведенной ниже работе
Ю. А. Коловрата «ЯЗЫЧЕСКИЙ МЕСЯЦЕСЛОВ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. Часть 1. Летосчисление. Календарь». Такое явление в исторической науке называется "кабинетная мифология". Причин у "кабинетной мифологии" может быть две: или желание не слишком добросовестного историка оригинальным образом выделиться, или заказ историкам от властей сочинить что-то "историческое", подходящее для сложившейся ситуации.Ныне существует большая мешанина многих фантазийных квазиисторических сочинений многих авторов XVIII-XX веков, которые фрагментарно заимствовали тексты друг у друга, щедро дополняя их своими произвольными измышлениями.Большинство ныне известных "славянских языческих праздников" при ближайшем рассмотрении оказывается чисто христианскими церковными праздниками, появившимися после принятия христианства, но обретшими в разных местностях некоторые особенные черты обрядности. Достоверны только языческие празднования дней весеннего и осеннего равноденствий и летнего и зимнего солнцестояний. Но древняя языческая обрядность этих праздников практически полностью утрачена — и утрачена безвозвратно.Современные "реконструкции" былой языческой обрядности празднеств весьма эклектичны, т.к. искусственно "составлены" из дошедших до нас упоминаний о празднованиях этих праздников разными племенами и народами и в совершенно разные времена (будто тогда все люди жили одинаково, а мир тысячелетиями стоял на месте, нисколько не изменяясь), а также изрядно "сдобрены" появившимися позднее христианскими обычаями. Для понимания сути проблемы перед чтением этой страницы рекомендуем предварительно прочитать именно в таком порядке:
— «Проблемы изучения язычества на Руси»
— «О невозможности возрождения славянского язычества»