Эти названия месяцев были у славян: открываем тайну

Эти названия месяцев были у славян: открываем тайну

Славянские названия месяцев, будто образы младых парней, зрелых мужей да стариков проходят перед нами в хороводе. Кто ласков, добр, да, подобно юному парню, малыми богатствами владеет, а кто суров, да большую мудрость хранит.

Открывает год январь, Просинец месяц. Молодого Коляду в это время чествуем. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. А уж в конце Просинца станет небо светлым, бирюзово-синим. Знамо, скоро февраль, Сечень , в гости ждать. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень , из-за частых метелей.

Ну, а в народе начиналось время смотрин:

—Что ль по первой порошѣ,Чтоль по первой порошѣ,Шелъ парень хорошiй.По другой порошѣ,Бѣлой кудреватой.Не путемъ шелъ, не дорогой –Чужею межою.Не чужею шелъ межою–Къ сударушкѣ въ гости.Эти названия месяцев были у славян: открываем тайну

Славянские названия месяцев зимы: Студень, Просинец, Сечень

Окончится зима, придет весна! Всем красна, да голодна. Славянские названия месяцев весенних:

  • Зимобор, Протальник (март);
  • Березень, Снегогон (апрель);
  • Травник, Цветень (май).

Зимобор, март месяц – первые Заклички Весны, предчувствие скорого тепла. В конце марта, в день весеннего равноденствия,встречаем.

Апрель, Снегогон, богат водой. А ещё апрель – Березень месяц, в березах сок двигается, люди начинают к посеву готовиться – апрель с печи сгонит! Цветень, май месяц время долгожданное! Майская травка и голодного кормит! Да май разным бывает. В добрый год и в чистом поле спать можно, в худой – и на печи холодно. Травень месяц – ещё не лето.Эти названия месяцев были у славян: открываем тайну 01

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Какие месяцы у славян имели свои названия

У славян существовала собственная система названий месяцев, которые часто связаны с природными явлениями, сельскохозяйственными работами или культурными событиями. Например, месяц "Сечень" (январь) связывался с первыми морозами и началом стужи, а "Лютый" (февраль) получил название из-за лютых холодов. "Березозол" (март) был связан с распусканием березовых почек, а "Травень" (апрель) — с началом цветения трав. Каждое название отражало особенности природы и жизни славян в тот период.

Вопрос 2: Какие месяцы у славян были связаны с природными явлениями

Многие месяцы у славян имели названия, связанные с природными явлениями. Например, "Снежень" (декабрь) был назван из-за обильных снегопадов, а "Весна" (март) — с приходом весны. "Красный месяц" (июль) получил название из-за жары и красных закатов, а "Жатва" (август) был связан с уборкой урожая. Эти названия отражали тесную связь славян с природой и их зависимость от сезонных изменений.

Вопрос 3: Какие месяцы у славян имели ритуальное значение

Некоторые месяцы у славян имели особое ритуальное значение, связанное с древними обрядами и праздниками. Например, "Январь" (сечень) был временем проведения обрядов, связанных с прощанием с прошлым годом, а "Февраль" (лютый) — с проводами зимы. "Март" (березозол) был временем праздников, связанных с приходом весны, а "Апрель" (травень) — с цветением природы. Эти месяцы были наполнены магическим значением и сопровождались различными ритуалами.

Вопрос 4: Какие месяцы у славян были связаны с сельскохозяйственными работами

У славян многие месяцы были связаны с сельскохозяйственными работами, которые являлись основой их жизни. Например, "Апрель" (травень) был временем посевов, а "Май" (листопад) — началом лета и активных полевых работ. "Июнь" (ипуть) был связан с уборкой сена, а "Июль" (красный месяц) — с уборкой хлеба. Эти месяцы отражали цикл сельскохозяйственных работ и были важны для выживания общества.

Вопрос 5: Какие месяцы у славян имели мифологическое значение

Некоторые месяцы у славян имели мифологическое значение, связанное с древними богами и мифами. Например, "Декабрь" (снежень) был связан с праздником Коляды, который посвящался культу предков и зимнего солнцестояния. "Январь" (сечень) был связан с обрядами, связанными с богом Велесом, покровителем скота и земледелия. "Март" (березозол) был связан с культом богини Мокощи, покровительницы женщин и сельского хозяйства. Эти месяцы были наполнены мифологическим содержанием и сопровождались различными ритуалами.

Вопрос 6: Какие месяцы у славян были особенно значимыми и почему

Некоторые месяцы у славян были особенно значимыми из-за их связи с важными событиями и природными изменениями. Например, "Март" (березозол) был временем пробуждения природы и начала нового цикла жизни, а "Июль" (красный месяц) — временем уборки урожая, который был критически важен для выживания. "Декабрь" (снежень) был временем начала зимы и проведения обрядов, связанных с прощанием с прошлым годом. Эти месяцы были важны для славянской культуры и accompanyлись различными праздниками и ритуалами.

Откуда берутся названия месяцев у славян

Откуда взялись названия месяцев года в современном русском языке, знают почти все. Имена древнеримских императоров, античных богов, производные числительных… Эти заимствованные названия не совсем характерны для древних славянских календарей. Какими же названиями месяцев пользовались на Руси издревле, да, и, вообще, каковы корни названий месяцев в языках восточных славян? Напомню читателю, что существует четыре группы восточных славян: русские, украинцы, белорусы и русины (в их числе лемки).

Большинство старинных названий месяцев возникли во времена язычества. При этом в основу названий были положены не имена языческих богов, а природные явления или особенности хозяйственного вида деятельности людей, характерные для определенного времени года. Причины такой закономерности вполне понятны. Не всегда благоприятные для земледелия климатические условия территории проживания восточных славян сделали основной род деятельности наших предков целиком и полностью зависящим от природных явлений. К примеру, именно климатические условия научили славян предсказывать погоду по природным явлениям, породив такое количество примет, которого, пожалуй, нет ни у одной из остальных групп народов. Такой же «природно-хозяйственный» образ мышления наложил свой характерный отпечаток и на названия месяцев.

Первый месяц зимы — декабрь . В древнеримском календаре декабрь по счету был десятым, за что и получил название december , происходящее от латинского числительного decem (десять). Этот месяц во многом примечателен. День зимнего солнцестояния, приходящийся на 22 декабря, — самый короткий день в году. Природа в этом месяце завершала свое постепенное замирание, начатое еще в начале осени.

Хмурое серое небо родило у русских и украинцев название хмурень . Начинающиеся снегопады — белорусский снежань . Морозы, схватывающие вымешенную осеннюю грязь мерзлыми комками (грудами), привели к украинскому грудень и русинскому груден . Украинский трусим , по-видимому, произошел от слова трус и ть , то есть мелко трясти, встряхивать, либо сыпать.

Наступление холодов, неотъемлемого атрибута зимы, привело к появлению русских имен студен и стужайло , украинского студень . Однако эти названия были менее распространены и более характерны для последующих месяцев зимы. А вот украинский мостовик говорит нам о том, что все водоемы в этом месяце покрывались ледяными мостами.

Январь . Современное название получено от имени древнеримского Януса — бога времени, всех начал и завершений, входов и выходов (лат. ianus — дверь). Довольно символичное название с учетом положения месяца в современном календаре.

Старое русское название просинец по одной гипотезе указывало на то, что небо в связи с увеличением продолжительности дня насыщается синевой или начинает сиять (просияние). Особенно такое явление заметно в это время года при ранних синеватых сумерках. Другое мнение связывает просинец с народным обычаем проведения святок, в которые было принято ходить по домам и просить угощения. Реже название связывается с просом (день увеличивается совсем по чуть-чуть, по зернышку проса) и поросенком (белорусское парася), который приносился в жертву богу нового, рождающегося солнца.

Русский сечень ( сечен ), украинский сiчень , а также русинский сiчен ( сьiчен ), возможно, указывают на то, что январь — переломный месяц зимы, делящий ее пополам трескучими морозами. Другое предположение основано на том, что это время года (в связи с отсутствием вегетации) является самым подходящим для рубки деревьев с целью, в частности, подготовки новых посевных земель. Еще один вариант происхождения — слово с корнем сеч (холод, мороз) заимствовано из старых южнославянских языков.

Не требует особого объяснения белорусский студзень и однокоренные русский стужайло и русинский стичен (т.е. студеный, стужа, стыть). Морозы, характерные для этого зимнего периода, украинцы разнообразили названиями студень , трiскун , льодовик , щипун .

Февраль , второй месяц в году, назван в честь языческого бога подземного царства Фебрууса или, по-русски, Фебра. Именно в это время язычники чтили посредством очищающих жертвоприношений подземного бога Плутония, называемого также Фебруусом. По схожей версии, своим названием этот месяц обязан обряду культового очищения от грехов, покаяния в древнем Риме (лат. februarius — очистительный).Так как февраль был последним месяцем в году, именно в нем люди старались очиститься от всего плохого, накопленнного за год.

Из-за частых вьюг и метелей последний месяц зимы получил от восточных славян названия ветродуй , снежен , крутень , снегосей . Белорусский люты , украинский лютий напоминают нам о суровых (лютых) февральских морозах. А вот русский бокогрей говорит о скором конце зимы: скотина выходит на теплое солнце погреть бока. О том же свидетельствует украинское название межень , обозначающее межу (границу) между зимой и весной.

Отдельно стоит упомянуть украинские зимобор , забирающий у зимы ее морозную силу, криводорiг и казибрiд (козоброд), делающий дороги и тропинки кривыми, извилистыми из-за обилия накопившегося снега.

Как связаны славянские названия месяцев с природными циклами

В современном русском календаре месяцы носят латинские названия. Одна часть из них является номерами по счету. Например, сентябрь и декабрь – это седьмой и десятый . Другие отсылают к именам античных божеств и римских императоров – например, март, июнь, июль названы в честь Марса, Юноны, Юлия Цезаря. Эта система пришла к нам из Византии, чья культура унаследовала многие традиции Древнего Рима. В традиционных славянских календарях месяцы носят названия в честь погоды или вида работ, свойственных для этого времени: февраль – сечень , потому что в этом месяце рубят лес на дрова; май – травный ; сентябрь – ревун , потому что в этом месяце животные ревут из-за брачного сезона и т.п.

Современный историк Вадим Долгов считает , что с самого начала христианизации византийские монахи целенаправленно насаждали на Руси свои названия месяцев. Они опасались, что их старые «языческие» славянские имена могли ввести новообращенных христиан в соблазн и обратить к привычным верованиям. В дальнейшем оказалось, что монахи не ошиблись, и переименование месяцев мало помогло. Тем более что простонародном деревенском обиходе месяц мог одновременно называться и по-латински, и по-славянски – январь- лютовей , март- капельник , август- жнивень .

В языках большинства современных славянских народов, в том числе украинцев и белорусов, месяцы сохранили свои старинные славянские наименования. При этом они не совпадают друг с другом – например, древнерусский июль назывался червен («красный» – месяц созревания ягод), а в украинском, белорусском и польском червень – это июнь. Почему это так? Дело в том, что часть славян живет чуть южнее, а часть – чуть севернее, поэтому фактически сезоны у них приходят в разное время. Так, в древнерусский месяц сечень (февраль) отстает, а листопад (октябрь), наоборот, забегает вперед по сравнению с одноименными месяцами у украинцев и белорусов – у них это, соответственно, январь и ноябрь. Это потому, что в более мягком климате лес рубят на месяц раньше, а в деревья теряют листву на месяц позже.

В чем различия между славянскими и современными названиями месяцев

«Календарная обрядность у русских, украинцев и белорусов, как и у других земледельческих народов, в целом имела ярко выраженный аграрно-магический характер».

В традиционной культуре восточных славян существуют два основных цикла обрядов:

  • цикл календарных земледельческих обрядов и праздников, отражающий основные этапы сельскохозяйственных работ в течение года.
  • цикл семейно-бытовых обрядов, включающий родинно-крестинную, свадебную и погребально-поминальную обрядность.

В основе народного календаря восточных славян лежит календарь Православной церкви , который определяет, каковы праздники, посты и мясоеды (единицы годового времени), порядок их следования, определённую иерархию этих единиц и даже во многом терминологию. Однако наполнение народного календаря, интерпретация праздников и постов, а также обрядовая сторона, если взять в целом, не выводимы из христианского учения и составляют часть народной традиции.

В. Г. Власов при анализе примет и названий дней пришёл к заключению, что если бы народный календарь основывался на церковном, то в первую очередь были бы упомянуты наиболее значимые фигуры церковного пантеона. Однако в народном месяцеслове отмечен целый ряд «второстепенных» мучеников, а большая часть учеников Христа ( апостолов ) не указана, как и половина ветхозаветных пророков. В. Г. Власов считает, что при формировании месяцеслова народ исходил не из христианских святцев, а из имевшихся сельскохозяйственных примет и обрядов. В аграрной культуре восточных славян сформировалась традиция принимать имена святых по созвучию, которые «перекликаются» со старорусскими названиями дней: «мокрый день», то есть день дождя и града, стал называться Мокей Мокрый или Днём Царя-града ; день первой встречи весны стал Сретеньем ( Встретеньем ), или к именам святых просто добавляли прежнее название («Купала» стал « Иваном-Купалой », а «Скотий бог — сшиби с зимы рог» стал « Власий — сшиби рог с зимы »). Культ святой Параскевы Пятницы, сформировавшийся у восточных славян после принятия христианства, восходит к языческому почитанию персонифицированного образа Пятницы и имеет исключительное значение для традиционной земледельческой культуры, в честь неё даже сформировался особый « Пятничный календарь ».

Особенностью сельского аграрного календаря восточных славян являются пословицы и приметы, которые позволяют реконструировать древнюю модель мира.

Народный календарь бытует преимущественно в устной форме, отчасти также в форме рукописных списков праздников. У всех славян существовали в быту ещё и примитивные деревянные календари (бирки, резы, рабоши), на которых даты праздников и важнейших событий обозначались зарубками. Отдельные славянские традиции были довольно различны в составе, соотношении, толковании и названии единиц времени, составляющих народный календарь.

Комплекс воззрений и традиций, который составляет народный календарь, формировался на протяжении многих веков, начиная с языческой эпохи , и окончательно сложился к IX—XII векам (до выделения из восточной славянской общности русских, белорусов и украинцев). В XVIII—XX веках происходила значительная трансформация народного календаря под влияниеми календарных стилей , поэтому современные даты примет не совпадают, к примеру, с дореволюционными. Существуют региональные отличия народного календаря.

Наилучшая сохранность народного календаря среди восточных славян — в Полесье , где, несмотря на деградацию обычаев, он ещё используется до настоящего времени (нач. XXI века).

Учёные выделяют различные составляющие народного календаря: календарь сельскохозяйственной деятельности , общинно-церковной жизни (языческие и православные праздники ), семейный календарь, детский народный календарь, календарь молодёжных гаданий , демографический народный календарь и т. д.

.

Какие месяцы у славян имели особое культурное значение

К маю появлялись первые дары природы – березовый сок, который раньше собирали около 11 мая ( Максим ), и ранняя съедобная зелень, в честь которой 16 мая получило название Мавра-зелёные щи.

Если позволяла погода, с Егория вешнего (6 мая) начиналась пахота и ранний посев яровых злаков. Но началом посевной считался Еремей-запрягальник (14 мая). Раньше была поговорка: Еремей сев начинает, Еремей сев кончает   – имеется в виду второй Еремей (13 июня). О дне, посвящённом святым Борису и Глебу (15 мая) говорили: Борис и Глеб сеют хлеб . Названия и присловья, связанные с последующими днями, столь же красноречивы: 21 мая – Иван-пшеничник ; 23 мая – Симон Зилот : Сей пшеницу на Симона Зилота – родится аки злото ; 29 мая – Фёдор-житник (житом раньше называли ячмень).

У женщин в мае было много работы в огороде. На Кузьму (1 мая) надо было сеять морковь и свёклу, на Луку (5 мая) – сажать лук. На Арину-рассадницу (18 мая) сажали капусту. При этом первый будущий кочан покрывали горшком, на который стелили белую скатерть – чтобы капуста была такой же круглой и белой. На Иова-огуречника (он же Иов-горошник – 19 мая) сажали огурцы и горох. Огурцы можно было сажать и позже – например, на Сидора-огуречника (27 мая).

К началу мая запас сена заканчивался, но уже успевала вырасти новая трава. Поэтому так важен был первый выгон скота на пастбище, который совершали на Егория вешнего. О разумном распределении запасов говорит пословица: Сена достаёт у дурня на Юрья, а у разумного до Николы – то есть до 22 мая. В народе верили, что Егорий объезжает лес и раздаёт наказы зверям, на какую скотину нападать, поэтому его просили: Егорий Храбрый, прими мою животину на полное лето и спаси её от зверя лютого, от человека лихого! В первый раз скот на пастбище гнали веточкой, оставшейся с вербного воскресенья.

На Егория заботились и о лошадях – коня купали, кормили печеньями-крестами с Крещения и оглаживали яйцом, чтобы он был таким же гладким и круглым. Специальным «конским» праздником был Никола вешний (22 мая) – тогда лошадей впервые выгоняли на ночной подножный корм. Тогда служили молебны, чтобы зверь не задирал лошадей, а ночь парни-конюхи праздновали в поле у костра. На Николу луга, предназначенные под покос, огораживали ветками, чтобы траву не топтал скот.