Тайны славянских месяцев: как называли время наши предки

Тайны славянских месяцев: как называли время наши предки

Про часы в сутках я рассказала , расскажу и про месяцы в году. Всего у наших Предков (по одной из версий и согласно одному из Древних Календарей) было 9 Месяцев. Другое название Славянского Месяца — Сороковник.

Встарь у нас считали время Сороками. Особенно сия традиция сохранилась в Обрядах поминальных. Сорок дней, по другому Сорочины, поминки.

Особый срок, вернее не срок, а СОРОК. Срок это уже слово, сокращенное от Сорок.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Какие месяцы в древней Руси назывались по славянским традициям

В древней Руси месяцы часто назывались в соответствии с природными явлениями, сельскохозяйственными работами или традиционными праздниками. Например, первый месяц, соответствующий современному марту, назывался «Сечень», что связано с началом сельскохозяйственных работ. Апрель назывался «Луговик» или «Луговей», что связано с выпасом скота на лугах. Май — «Травень», июнь — «Иван», июль — «Червень», август — «Зеленч», сентябрь — «Медведь», октябрь — «Листопад», ноябрь — «Снежень», декабрь — «Волосатик». Каждое название отражало особенности времени года или важные события в жизни древних славян.

Вопрос 2: Какие месяцы связаны с природными явлениями в древнерусском календаре

Многие месяцы в древней Руси были связаны с природными явлениями. Например, «Снежень» (ноябрь) получил свое название из-за снегопадов, которые начинались в это время. «Ледометь» (декабрь) связан с замерзанием рек и озер. «Мокрень» (январь) характеризовался оттепелями и влажностью. «Березозол» (апрель) связан с появлением первых листьев на березах. «Травень» (май) отражал начало цветения трав и лугов. Каждое название подчеркивало важные природные процессы, которые влияли на жизнь древних славян.

Вопрос 3: Какие месяцы в древней Руси были связаны с сельскохозяйственными работами

В древней Руси месяцы часто назывались в соответствии с сельскохозяйственными работами. Например, «Сечень» (март) связан с началом пахоты и подготовкой к посеву. «Луговик» (апрель) связан с выпасом скота на лугах. «Травень» (май) отражал начало цветения трав и активное развитие растительности. «Червень» (июль) связан с уборкой хмеля и другими сельскохозяйственными работами. «Зеленч» (август) связан с созреванием зерновых культур. Эти названия подчеркивали важность сельского хозяйства в жизни древних славян.

Вопрос 4: Какие месяцы в древней Руси были связаны с традиционными праздниками

В древней Руси месяцы часто связывались с традиционными праздниками и ритуалами. Например, «Иван» (июнь) связан с праздником Ивана Купалы, который отмечался в летнее солнцестояние. «Медведь» (сентябрь) связан с окончанием уборки урожая и началом охотничьего сезона. «Снежень» (ноябрь) связан с началом zimnego периода и подготовкой к зиме. «Волосатик» (декабрь) связан с окончанием года и началом нового цикла. Эти названия отражали важные события в жизни древних славян и их связь с природой.

Вопрос 5: Какие месяцы в древней Руси имели несколько названий

В древней Руси некоторые месяцы имели несколько названий, что связано с региональными особенностями и различиями в традициях. Например, апрель назывался «Луговик» или «Луговей», а также «Березозол». Май мог называться «Травень» или «Май». Июнь — «Иван» или «Купалец». Эти многоименности отражают разнообразие славянских традиций и влияние местных обычаев на названия месяцев.

Вопрос 6: Какие месяцы в древней Руси были связаны с охотой и собирательством

В древней Руси некоторые месяцы связаны с охотой и собирательством. Например, «Медведь» (сентябрь) связан с началом охотничьего сезона и охотой на медведей. «Листопад» (октябрь) связан с опаданием листьев и активацией охотничьей деятельности. «Снежень» (ноябрь) связан с охотой в снежных условиях. Эти названия отражают важность охоты в жизни древних славян и их зависимость от природных ресурсов.

Вопрос 7: Какие месяцы в древней Руси были связаны с религиозными обрядами

В древней Руси месяцы часто связывались с религиозными обрядами и языческими праздниками. Например, «Иван» (июнь) связан с праздником Ивана Купалы, который имел языческое происхождение. «Медведь» (сентябрь) связан с обрядами, связанными с окончанием уборки урожая и началом охотничьего сезона. «Снежень» (ноябрь) связан с обрядами, связанными с началом zimнего периода. Эти названия отражают важность религиозных обрядов в жизни древних славян и их связь с природой.

Вопрос 8: Как современные названия месяцев отличаются от древнерусских

Современные названия месяцев в значительной степени отличаются от древнерусских. Если в древней Руси месяцы назывались в соответствии с природными явлениями, сельскохозяйственными работами и традиционными праздниками, то современные названия_months_происходят от латинских названий, введенных в эпоху Средневековья. Например, январь назван в честь римского бога Януса, февраль — в честь римского праздника очистки, март — в честь Марса, и т.д. Эти изменения отражают влияние христианства и римской культуры на славянские традиции.

Какие были первоначальные славянские названия месяцев в древней Руси

В современном русском календаре месяцы носят латинские названия. Одна часть из них является номерами по счету. Например, сентябрь и декабрь – это седьмой и десятый . Другие отсылают к именам античных божеств и римских императоров – например, март, июнь, июль названы в честь Марса, Юноны, Юлия Цезаря. Эта система пришла к нам из Византии, чья культура унаследовала многие традиции Древнего Рима. В традиционных славянских календарях месяцы носят названия в честь погоды или вида работ, свойственных для этого времени: февраль – сечень , потому что в этом месяце рубят лес на дрова; май – травный ; сентябрь – ревун , потому что в этом месяце животные ревут из-за брачного сезона и т.п.

Современный историк Вадим Долгов считает , что с самого начала христианизации византийские монахи целенаправленно насаждали на Руси свои названия месяцев. Они опасались, что их старые «языческие» славянские имена могли ввести новообращенных христиан в соблазн и обратить к привычным верованиям. В дальнейшем оказалось, что монахи не ошиблись, и переименование месяцев мало помогло. Тем более что простонародном деревенском обиходе месяц мог одновременно называться и по-латински, и по-славянски – январь- лютовей , март- капельник , август- жнивень .

В языках большинства современных славянских народов, в том числе украинцев и белорусов, месяцы сохранили свои старинные славянские наименования. При этом они не совпадают друг с другом – например, древнерусский июль назывался червен («красный» – месяц созревания ягод), а в украинском, белорусском и польском червень – это июнь. Почему это так? Дело в том, что часть славян живет чуть южнее, а часть – чуть севернее, поэтому фактически сезоны у них приходят в разное время. Так, в древнерусский месяц сечень (февраль) отстает, а листопад (октябрь), наоборот, забегает вперед по сравнению с одноименными месяцами у украинцев и белорусов – у них это, соответственно, январь и ноябрь. Это потому, что в более мягком климате лес рубят на месяц раньше, а в деревья теряют листву на месяц позже.

Как славяне называли месяцы и на чём основывались эти названия

Земледелие у славян являлось основой их хозяйства, которое оказывало влияние на славянский календарь, кухню, быт и мифологию. Славяне отдыхали преимущественно зимой ( коляда , святки , масленица ), тогда как лето было временем жатвы ( страда ). Славяне занимались земледелием преимущественно для собственного пропитания и оно практически никогда не носило товарного характера.

При освоении людьми новых жизненных пространств, в бытовой жизнедеятельности в целом и в подсечно-огневом методе ведения земледелия в частности, ключевую роль играл топор. При помощи топора и огня расчищалось от деревьев и прочей растительности новое поле для распашки.

Среди инструментов для рыхления и перекапывания земли славянами широко использовались мотыга, заступ и лопата. Наиболее широкое применение эти ручные орудия труда получили в огородничестве.

Поля с достаточно большой площадью земли рыхлили с помощью тягловых орудий пахоты - рала , сохи ( пол. Socha ), или плуга. Для ведения такого вида работ славяне привлекали волов или лошадей.

Традиционно сбор урожая зерновых культур славянами осуществлялся посредством жатвы серпом ( пол. Sierp ). О жатве серпом сообщают древнерусские письменные источники начала XIII века, она изображена на миниатюрах и фресках.

Кошение при уборке урожая зерновых культур начало применяться только в XVIII веке в связи с изданием Петром I указа «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами» . Но даже после издания указа коса не смогла занять место серпа в сельском хозяйстве, где серп не только применялся, но и продолжил конструктивно дорабатываться вплоть до середины XX века. Кошение косой осуществлялось преимущественно во время сенокошения, что отражено в термине.

Основная статья: Русская кухня

Основными земледельческими культурами были пшеница ( пол. Pszenica ), рожь ( жито ), ячмень ( пол. Jęczmień ), овес ( пол. Owies ), из которых славяне пекли хлеб ( пол. Chleb , в т.ч. и ритуальный каравай ) и блины , а также делали каши ( пол. Kasza ). Также выращивали капусту ( пол. Kapusta ), горох ( пол. Groch ) и репу . В дальнейшем репа у славянских народов была заменена на картофель . От средиземноморских греков славяне заимствовали не только письменность и религию, но и некоторые сельскохозяйственные культуры ( свёкла и ).

Что нам рассказывают славянские названия месяцев о жизни и верованиях древней Руси

На Руси календарь назывался месяцесловом . Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Далее обратимся к форме календаря (месяцеслова). Оказывается, она была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год . Почему возникла такая форма календаря? Еще раз зададим вопрос: что составляло его основу? Вместе с детьми рисуем круг, который можно заполнить сразу, а лучше постепенно в течение нескольких уроков. Для каждого времени года выбираем свой цвет: для зимы – синий или голубой, как лед и снег под солнцем; для весны – зеленый, потому что все зеленеет и расцветает; для лета – красный, так как жарко, дни светлые и долгие (вспоминаем выражение лето красное ); для осени – желтый, как листья на деревьях. Теперь нанесем на календарь основные точки. Сразу оговоримся, что привычные названия месяцев нам не подходят, так как они заимствованы из латинского языка. Мы будем обозначать месяцы древними русскими (славянскими) названиями, а из обычных наименований используем начальные буквы, чтобы сориентироваться. Итак, выделим летний и зимний солнцевороты, а также весеннее и осеннее равноденствие. Попутно можно поговорить о строении и происхождении данных слов. В ходе этой работы совместно с детьми выясняем, что круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты постоянно повторяются, но уже на новом уровне. Основу календаря составляли сезонные изменения в природе. В народно-поэтическом восприятии осень – зима ассоциировалась с засыпанием и заколдованным сном-смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Языческий славянский миф о Солнце рассказывает, как Солнце – Ярило теряет свою силу каждую осень и умирает и как в самую глухую зиму (зимний солнцеворот) просыпается, набирает силы и в полном блеске сияет вновь, даря своей возлюбленной – Земле – тепло и свет, а та расцветает и плодоносит.

Как христианизация Руси повлияла на традиционные славянские названия месяцев

В статье исследуются славянские/языческие названия месяцев, бытовавшие в Древней Руси XI–XIV вв. Автор систематизирует источники, в которых содержатся упоминания об этих названиях. Эти источники могут быть разделены на три группы по количеству упоминаний в них исследуемых названий. Первая группа — это месяцесловы, которые, как правило, составляют единый комплекс с богослужебными Евангелиями-апракосами. В них мы находим более всего упоминаний славянских названий месяцев. Вторая группа: древнерусские нарративные источники. Источники этой группы в данном случае представлены одним памятником — «Повестью временных лет» — и единственным упоминанием славянского названия («грудень» — ноябрь). Третья группа объединяет разнообразные источники, общий признак которых — происхождение и бытование в простонародной среде. Это источники, связанные с повседневностью. В данную категорию в рамках статьи отнесены берестяные грамоты, епитимийники, граффити и пр., вовсе не содержащие упоминаний славянских названий и, более того, практически не содержащие следов месячного счета как такового. Автор приходит к выводу, что славянские/языческие названия месяцев появились на Руси вместе с древнеболгарскими (церковнославянскими) рукописями и не имеют прямой связи с местными восточнославянскими обычаями. Древнеболгарские книжники, прошедшие выучку в среде, ценностные ориентиры которой были заложены кирилло-мефодьевской школой, имели высокую познавательную культуру и широкие взгляды. Это позволило им отнестись с уважением к собственному языческому наследию и зафиксировать болгарские названия месяцев на страницах месяцесловов. На Руси ситуация была иная. Борьба с язычеством не была завершена. Это не позволяло русским священникам впускать языческие элементы в христианскую бытовую культуру. На повседневном уровне люди либо избегали пользоваться помесячным счетом или пользовались латинскими названиями, принятыми Русской православной церковью. Славянские названия месяцев на Руси встречаются только в текстах болгарского происхождения.

Есть ли сходство между славянскими названиями месяцев и названиями у других индоевропейских народов

Откуда взялись названия месяцев года в современном русском языке, знают почти все. Имена древнеримских императоров, античных богов, производные числительных… Эти заимствованные названия не совсем характерны для древних славянских календарей. Какими же названиями месяцев пользовались на Руси издревле, да, и, вообще, каковы корни названий месяцев в языках восточных славян? Напомню читателю, что существует четыре группы восточных славян: русские, украинцы, белорусы и русины (в их числе лемки).

Большинство старинных названий месяцев возникли во времена язычества. При этом в основу названий были положены не имена языческих богов, а природные явления или особенности хозяйственного вида деятельности людей, характерные для определенного времени года. Причины такой закономерности вполне понятны. Не всегда благоприятные для земледелия климатические условия территории проживания восточных славян сделали основной род деятельности наших предков целиком и полностью зависящим от природных явлений. К примеру, именно климатические условия научили славян предсказывать погоду по природным явлениям, породив такое количество примет, которого, пожалуй, нет ни у одной из остальных групп народов. Такой же «природно-хозяйственный» образ мышления наложил свой характерный отпечаток и на названия месяцев.

Первый месяц зимы — декабрь . В древнеримском календаре декабрь по счету был десятым, за что и получил название december , происходящее от латинского числительного decem (десять). Этот месяц во многом примечателен. День зимнего солнцестояния, приходящийся на 22 декабря, — самый короткий день в году. Природа в этом месяце завершала свое постепенное замирание, начатое еще в начале осени.

Хмурое серое небо родило у русских и украинцев название хмурень . Начинающиеся снегопады — белорусский снежань . Морозы, схватывающие вымешенную осеннюю грязь мерзлыми комками (грудами), привели к украинскому грудень и русинскому груден . Украинский трусим , по-видимому, произошел от слова трус и ть , то есть мелко трясти, встряхивать, либо сыпать.

Наступление холодов, неотъемлемого атрибута зимы, привело к появлению русских имен студен и стужайло , украинского студень . Однако эти названия были менее распространены и более характерны для последующих месяцев зимы. А вот украинский мостовик говорит нам о том, что все водоемы в этом месяце покрывались ледяными мостами.

Январь . Современное название получено от имени древнеримского Януса — бога времени, всех начал и завершений, входов и выходов (лат. ianus — дверь). Довольно символичное название с учетом положения месяца в современном календаре.

Старое русское название просинец по одной гипотезе указывало на то, что небо в связи с увеличением продолжительности дня насыщается синевой или начинает сиять (просияние). Особенно такое явление заметно в это время года при ранних синеватых сумерках. Другое мнение связывает просинец с народным обычаем проведения святок, в которые было принято ходить по домам и просить угощения. Реже название связывается с просом (день увеличивается совсем по чуть-чуть, по зернышку проса) и поросенком (белорусское парася), который приносился в жертву богу нового, рождающегося солнца.

Русский сечень ( сечен ), украинский сiчень , а также русинский сiчен ( сьiчен ), возможно, указывают на то, что январь — переломный месяц зимы, делящий ее пополам трескучими морозами. Другое предположение основано на том, что это время года (в связи с отсутствием вегетации) является самым подходящим для рубки деревьев с целью, в частности, подготовки новых посевных земель. Еще один вариант происхождения — слово с корнем сеч (холод, мороз) заимствовано из старых южнославянских языков.

Не требует особого объяснения белорусский студзень и однокоренные русский стужайло и русинский стичен (т.е. студеный, стужа, стыть). Морозы, характерные для этого зимнего периода, украинцы разнообразили названиями студень , трiскун , льодовик , щипун .

Февраль , второй месяц в году, назван в честь языческого бога подземного царства Фебрууса или, по-русски, Фебра. Именно в это время язычники чтили посредством очищающих жертвоприношений подземного бога Плутония, называемого также Фебруусом. По схожей версии, своим названием этот месяц обязан обряду культового очищения от грехов, покаяния в древнем Риме (лат. februarius — очистительный).Так как февраль был последним месяцем в году, именно в нем люди старались очиститься от всего плохого, накопленнного за год.

Из-за частых вьюг и метелей последний месяц зимы получил от восточных славян названия ветродуй , снежен , крутень , снегосей . Белорусский люты , украинский лютий напоминают нам о суровых (лютых) февральских морозах. А вот русский бокогрей говорит о скором конце зимы: скотина выходит на теплое солнце погреть бока. О том же свидетельствует украинское название межень , обозначающее межу (границу) между зимой и весной.

Отдельно стоит упомянуть украинские зимобор , забирающий у зимы ее морозную силу, криводорiг и казибрiд (козоброд), делающий дороги и тропинки кривыми, извилистыми из-за обилия накопившегося снега.