Мудрость древнего славянского календаря: скрытые смыслы и традиции
- Мудрость древнего славянского календаря: скрытые смыслы и традиции
- Связанные вопросы и ответы
- Какие основные особенности древнего славянского календаря
- Как славяне определяли начало года и основные сезонные праздники
- Какие основные праздники существовали в древнем славянском календаре
- Как древние славяне связывали природные циклы с ритуалами и традициями
- Какие мифы и легенды связаны с созданием славянского календаря
- Как современные исследования изучают славянский календарь
- Какие параллели можно провести между славянским календарем и календарями других древних культур
- Какие современные практики включают элементы древнего славянского календаря
Мудрость древнего славянского календаря: скрытые смыслы и традиции
Введение
Древний славянский календарь — это не просто система отсчёта времени, но целая философия, отражающая глубокое понимание природы, циклов жизни и духовных основ существования. Он передавался из поколения в поколение, несёт в себе мудрость предков и связь с землёй. В этой статье мы рассмотрим скрытые смыслы и традиции, связанные с этим уникальным календарём.
Время и природа: основы славянского календаря
Славяне делили год на два основных сезона: лето и зиму. Однако их календарь был намного сложнее современного. Он включал в себя 12 месяцев, каждый из которых имел своё название и символическое значение. Months были связаны с природными циклами, сменой времён года и сельскохозяйственными работами.
Месяц | Название | Символическое значение |
---|---|---|
Январь | Просинец | Возвращение светлых дней, пробуждение природы |
Февраль | Лютый | Время очищения и подготовки к новой жизни |
Март | Рейгут | Начало весны, обновление |
Апрель | Квітень | Цветение природы, рост |
Традиции и обряды
Каждый месяц сопровождался особыми традициями и обрядами, которые помогали славянам соединяться с природой иhonour их богов. Например, в месяц Просинец (январь) проводился обряд встречи весны, а в месяц Квітень (апрель) — праздник цветения.
Праздники: связь с космосом и природой
Славянские праздники были тесно связаны с природными циклами и космическими событиями. Они символизировали важные этапы жизни и помогали людям находиться в гармонии с миром вокруг.
Основные праздники
- Явление Перуна — праздник в честь громовержца, символизирующий победу света над тьмой.
- Купала — праздник летнего солнцестояния, связанный с огнём, водой и плодородием.
- Мокоша — праздник в честь богини урожая и плодородия.
- Дождобог — праздник, связанный с просьбой о дожде и хорошем урожае.
Современное значение славянского календаря
Сегодня славянский календарь интересен не только как исторический артефакт, но и как источник мудрости для современного человека. Он учит нас жить в гармонии с природой,ить циклы жизни и находить баланс в нашем быстром мире.
Как использовать славянский календарь сегодня
- Изучите названия месяцев и их символическое значение.
- Попробуйте отмечать традиционные праздники и обряды.
- Включите в свою жизнь элементы природной гармонии и цикличности.
Заключительные мысли
Древний славянский календарь — это не просто система отсчёта времени, но целая философия жизни. Он учит насить природу, находить гармонию и соединяться с корнями. Даже в современном мире это знание может быть полезным и вдохновляющим.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое древний славянский календарь и как он был устроен
Древний славянский календарь — это система подсчёта времени, которая использовалась славянскими народами в дохристианский период. Он был основан на наблюдениях за природными циклами, лунными фазами и сменой сезонов. Календарь делился на месяцы, каждый из которых имел своё название, связанное с природными явлениями или agricultural activities. Например, месяц "Сечень" связывался с началом сельскохозяйственных работ. Также календарь включал праздники и обряды, которые отмечались в определённые времена года, такие как Масленица или Купала.
Вопрос 2: Какие месяцы были в древнем славянском календаре и как они назывались
В древнем славянском календаре было 12 месяцев, каждый из которых имел своё название, отражающее природные особенности или agricultural activities. Например, месяц "Снежень" (декабрь) связывался с первым снегом, а "Весна" (март) — с началом весны. Названия месяцев часто были связаны с мифологическими персонажами или природными явлениями. Например, месяц "Стрелец" (июль) назван в честь звезды Стрельца, а "Листопад" (ноябрь) — из-за опадания листьев. Каждый месяц имел свои традиции и обряды.
Вопрос 3: Какие праздники и обряды были связаны с древним славянским календарём
Древний славянский календарь был наполнен различными праздниками и обрядами, которые отмечались в определённые времена года. Например, праздник Масленица отмечался в конце зимы и связывался с прощанием с холодами. Купала же праздновался в летнее солнцестояние и был связан с огнём, водою и плодородием. Обряды часто включали ритуалы, такие как разжигание костров, плетение венков и гадания. Эти праздники были важной частью духовной жизни славян и отражали их связь с природой.
Вопрос 4: Как древний славянский календарь связан с астрономическими наблюдениями
Древний славянский календарь тесно связан с астрономическими наблюдениями, особенно с лунными циклами и положением звёзд. Славяне наблюдали за фазами луны, чтобы определить начало месяца, и за смену сезонов, чтобы определить время года. Например, начало весны определялось по положению солнца во время весеннего равноденствия. Также славяне обращали внимание на созвездия, такие как Орион, которые помогали определить время для agricultural activities. Эти наблюдения позволяли им создать точную систему подсчёта времени.
Вопрос 5: Как древний славянский календарь отличается от других древних календарей
Древний славянский календарь отличается от других древних календарей своей тесной связью с природой и мифологией. В отличие от римского календаря, который был основан на солнечном году, славянский календарь был основан на лунных циклах и сезонных изменениях. Также славянский календарь имел свои уникальные названия месяцев и праздников, которые отражали местные традиции и мифы. Это делает его одним из самых оригинальных календарей в истории.
Вопрос 6: Как современные люди могут использовать древний славянский календарь
Современные люди могут использовать древний славянский календарь для связи с корнями своей культуры и природы. Например, они могут отмечать древние праздники, такие как Масленица или Купала, и участвовать в традиционных обрядах. Также календарь может быть использован для планирования agricultural activities, так как он основан на природных циклах. Некоторые люди используют его как инструмент для медитации и соединения с природой, так как он напоминает о важности гармонии с окружающим миром.
Вопрос 7: Какие мифы и легенды связаны с древним славянским календарём
Древний славянский календарь окружён множеством мифов и легенд, которые отражают духовные и культурные традиции славян. Например, месяц "Волчок" (апрель) связан с мифом о волке, который символизировал плодородие и изобилие. Легенда о Яриле, славянском божестве, связана с праздником Купалы, который отмечается в летнее солнцестояние. Эти мифы и легенды добавляют календарю глубокий смысл и связывают его с историей и культурой славян.
Вопрос 8: Как древний славянский календарь отражает философию и мировоззрение древних славян
Древний славянский календарь отражает философию и мировоззрение древних славян через свою связь с природой и циклическим пониманием времени. Славяне видели мир как гармоничную систему, где всё связано и взаимозависимо. Календарь подчёркивал важность жизни в согласии с природой и уважения её ритмов. Это отражалось в праздниках и обрядах, которые отмечали смену сезонов и природные циклы. Таким образом, календарь был не только инструментом для подсчёта времени, но и отражением духовных и философских убеждений славян.
Какие основные особенности древнего славянского календаря
Покупатель: Алексей Тест
Введение в календарные системы: от древности к современности
Календарь — это не просто система организации дней для социальных, религиозных, коммерческих или административных целей. Это отражение культуры, астрономических знаний, математических вычислений и философии времени, которым жили наши предки. Сравнивая современный григорианский календарь с древним славянским, мы обнаруживаем не только технические, но и культурные различия в подходах к измерению и восприятию времени.
Современный григорианский календарь: прецизионный инструмент времени
Григорианский календарь, который мы используем сегодня, был введен в 1582 году папой Григорием XIII в замену юлианского календаря. Это было сделано для коррекции пасхальной даты, которая со временем сильно сдвигалась относительно астрономических событий. Григорианский календарь учитывает год как примерно 365.24 дней, что ближе к солнечному году.
В современном календаре год разделен на 12 месяцев , число дней в которых варьируется от 28 до 31 . Эта система учитывает необходимость синхронизации календарного времени с солнечным, делая её удобной для международного использования и экономической деятельности.
Славянский календарь: сочетание природы и космологии

Славянский календарь, используемый древними славянами до введения христианства на Руси, представлял собой лунно-солнечную систему. Год был разделен на 9 месяцев по 40-41 дню и на 16 чертогов , каждый из которых длится 21-23 дня . Месяцы славянского календаря начинались с новолуния и сопровождались различными ритуалами и праздниками, что отражает глубокую связь славян с природой и её циклами.
Неделя в этом календаре состояла из 9 дней , а продолжительность дня равнялась 16 часам.
Дни в славянском календаре также имели особые названия и значение. Каждый день недели был посвящен определенному божеству и связан с определенными делами и традициями, что придавало каждому из них уникальный культурный и духовный смысл.
Кстати, родноверы говорят, что слово «календарь» произошло от сочетания слов «Коляда» и «дар». Любопытно, правда?!
Основные различия и их значение для культур
Одним из ключевых отличий является подход к "новому году". В современном календаре новый год начинается 1 января, в то время как в славянском календаре новолетие могло совпадать с весенним равноденствием, что символизировало пробуждение природы и новые начинания.
Также важно отметить, что славянский календарь был тесно связан с аграрными циклами, что делало его важным инструментом в планировании сельскохозяйственных работ, в отличие от григорианского календаря, который ориентирован на глобализированные стандарты времени.
Заключение
Изучение календарей несколько раскрывает технические аспекты измерения времени, дает понимание, что подсчет чертога не является предельно простой задачей.
Кроме этого, возникает понимание культурной идентичности народа. Сравнение современного и славянского календарей показывает, как изменения в измерении времени могут отражать более широкие социальные и культурные сдвиги.
Это исследование подчеркивает, насколько глубоко календарные системы влияют на нашу повседневную жизнь и культурные традиции, предоставляя уникальную перспективу на историю и развитие цивилизаций.
А еще оно напоминает, что простого перевода из современного (григорианского) календаря в славянский календарь, указав день и месяц рождения, реализовать нельзя! Должны учитываться еще и год и время рождения. Именно по этой причине мы разработали калькулятор чертогов .
Как славяне определяли начало года и основные сезонные праздники
Рождество было принято праздновать в течение двух-трёх дней, включая Сочельник и последующий день, который назывался Бабьи каши и был посвящён роженицам и повитухам. Помимо христианского обозначения, Рождество у славянских народов также называлось Коляда (у украинцев, белорусов и болгар) и Карачун (у карпатских украинцев и словаков).
Обычаи Рождества имеют много общего с тем, что происходило на Новый год – в них тоже заметна магия первого дня. В этот день было принято вставать рано утром и приносить для умывания из реки или колодца непочатую воду – считалось, что Господь ее освящает, и кто добудет такую воду первым, заберёт себе весь спор – всю удачу в течение года. Большое значение люди придавали тому, кто в этот день станет первым посетителем – считалось плохой приметой, если первой в дом войдёт женщина.
На рождественскую службу в церковь старались прийти в новой одежде. На этот счёт даже есть поговорка: « На светлой (на пасхальной неделе – Прим. ред. ) хоть плохонька, да белёхонька, на Рождество хоть сурова, да нова » . Славяне запоминали день недели, на который пришлось Рождество, и старались в течение года все самые важные работы совершать именно в этот день.
В день Рождества по домам ходили христославы – подростки, которые с разрешения хозяев пели тропари, псалмы или другие божественные произведения. Часто они несли с собой светящуюся «вифлеемскую звезду» на палочке. Поскольку на Рождество пост заканчивался, праздник отмечали обильным обедом, на котором было много мяса – прежде всего, свинины: поросёнок, начинённый кашей, копчёный окорок, холодец из свиных ножек и т.п.
Какие основные праздники существовали в древнем славянском календаре
Обычаи и ритуалы древних славян.
О том, как славяне поклонялись своим богам, известно немного. Некоторые сведения дают нам археологические раскопки на месте древних святилищ. Идолы были либо каменные, либо деревянные. Этнография тоже даёт сведения об обрядах славян: некоторые обычаи, песни, народные праздники, сохранившиеся до наших дней, восходят к древнейшим языческим корням.
В древности у славян существовали святилища, располагавшиеся обычно на вершине холма. Иногда их называют капищами (от слова «капь» - изображение, идол). Часто для них выбирали лишённые растительности «лысые горы».
Славянское капище.
У славян были волхвы – волшебники, чародеи, гадатели. Об их деятельности почти ничего не говорится в летописях, зато они присутствуют в народных сказаниях. Богам приносили жертвы – животных, а иногда и людей. Иногда их «кормили» хлебом, мёдом, сыром.
Языческим ритуалом часто становилась совместная трапеза, пир, который сопровождался музыкой, игрой скоморохов, борьбой с медведями.
Славяне старались защитить свои дома от злых сил. Для этого они покрывали ставни окон, косяки дверей и сундуки для хранения вещей искусной резьбой, а края одежды отделывали вышивкой. От злых сил человека предохраняли также надеваемые одежды, ювелирные украшения, гребни. Очистительным ритуалом было мытьё в бане.
Славяне поклонялись душам умерших предков. Во время весеннего праздника Радуницы им было принято оставлять еду на кладбищах. Позднее такой обычай сохранится у христиан, которые поминают умерших в пасхальные дни.
Существует множество календарных обрядов, связанных с природным циклом. В разгар зимы справляют Колядки – магическое время, когда боги и духи живут среди людей, свободно разгуливают по земле. Колядки, или Коляды – это период гаданий о будущем.
В это время люди наряжались, надевали страшные маски, разыгрывали представления и ходили по дворам, требуя угощения и вознаграждения (колядовали). Это было важное дело, от которого зависела будущая жизнь. Наши предки опасались, а вдруг солнце не повернёт на лето?
Ранней весной встречали солнце, сжигали соломенное чучело зимы – Масленицы , пировали, ели блины (символ солнца). Считалось, что это сулит хороший урожай.
В самую короткую летнюю ночь отмечали праздник Ивана Купалы – языческого бога летнего солнца. Купала способствовал растительности и рождению земных плодов. Этот праздник был моментом очищения огнём и водой, когда природа действует с особенной оживляющей силой.
На праздник Купалы возле воды собирались девушки и парни, раскладывали
костры, прыгали через них, пели песни, жгли берёзовую кору. Девушки плели венки и пускали их на воду. Прыганье через огонь, купанье на заре, хороводы вокруг костров имели особый магический смысл – очищение от грехов.
Осенью славяне праздновали окончание сбора урожая, совершали магические действия над плодами.
Погребальные обряды славян тоже отличались особенностями: как правило, мёртвых они сжигали. Простых людей сжигали в ладье, которую специально строили для этого случая. Знатные и богатые сжигались с особыми почестями и приготовлениями: вместе с вещами домашнего обихода, скотом, для обеспечения их загробных потребностей. В ладью бросали изрубленных мечами коней, быков, собаку, петуха и курицу, которые должны были служить покойнику в загробном мире. Вместе с умершим сжигалась одна из девушек, дававшая на это добровольное согласие. На месте сожжённой ладьи насыпали холм (курган), ставили деревянный столб с именами покойника и русского князя.
Этот обряд был тесно связан у славян с верой в священный огонь, в культе которого соединялось огнепоклонничество и почитание солнца. Домашний очаг и солнце несли благосостояние человеку и считались священными. После сожжения устраивали поминальные пиршества и военные игры – тризны. Они должны были «отогнать» смерть от живых.
В.М.Васнецов. Тризна.
После принятия христианства на Руси языческие традиции полностью не были искоренены. Названия языческих праздников постепенно стали христианскими, а имена языческих божеств были заменены именами православных святых. Вместо коляд появились Святки, вместо «ярилок» и «русалий» - Иванов и Петров дни , тризну заменили Радуницей . Такое тесное переплетение язычества и христианства в сознании людей принято называть двоеверием. Двоеверие встречается у многих народов, но у русских проявилось особенно сильно. Христиане стали называть это суеверием.
Как древние славяне связывали природные циклы с ритуалами и традициями
В данной статье мы рассмотрим такие вопросы как: Каковы причины возникновения календарей? Старинные легенды, связанные с календарями. Почему календарь называют «Календарь»? Как был устроен календарь на Руси?
Итак, что же такое календарь?
Календарь – это своего рода система, включающая в себя определенные временные промежутки, связанные с природными явлениями, такими как смена сезона, убывание или пребывание луны, заход – восход солнца. Иными словами – это определенный временной промежуток, который разделен на равные части, с помощью которых можно устанавливать события.
Для чего же нужен был календарь?
Изначально, человек заботился лишь о том, чтобы выжить в неизвестном тогда для него мире, спустя время, когда человек научился строить жилища, выращивать урожай, освоил определенные ремесла, у него появились новые задачи и вопросы.
Когда наступят холода, а когда тепло?
Когда сеять урожай, а когда собирать? И тд.
Развиваясь, человек стал наблюдать за природой, выявлять ее цикличность, стал замечать природные явления, вести записи и пришел к определенным выводам, создав систему, позволяющую четко определить, когда цикл природных явлений заканчивается и начинается заново. Таким образом, человек уже имел четкое понятие о том, что существует 4 основных сезона, связанных с посевом, выращиванием урожая, его сбором и холодами. Такая система, значительно облегчила жизнь людям. Сложились четкие временные отрезки, позволяющие отмерять определенные события. Появилось такое понятие как летоисчисление, определились даты важнейших празднований, треб и подношений.
Таким образом, появление календаря, положило начало новой ступени в развитии людей. Теперь события четко определялись во временных промежутках, появились закономерности, жизнь стала более осознанной для людей того времени. Однако, история появления календаря в каждой стране своя, мы же рассмотрим славянскую легенду.
Славянский "Коляды дар" круглый
Славянская легенда о Коляде.
В дни, когда людям еще было неведомо летоисчисление, не было порядка, посевы осуществлялись в разное время, требы богам были хаотичными, никто не думал о далеком будущем, все заботы народа были прикованы к единственному дню. Тогда Бог Коляда, собрал 60 волхвов и обучил их тайным знаниям, научил наблюдать за звездами и ночными светилами, отмерять время и записывать закономерности природы. Тогда и был создан первый календарь, начинающий свое летоисчисление со дня сотворения мира в Звездном храме. Именно в этот день, был заключен мир между «Великим драконом» и «Великой Расой». Позже, волхвы обучили простых людей летоисчислению и законам дара Коляды.
Именно эта легенда лучше всего описывает причину того, что «календарь» называется именно так.
Как же был устроен первый славянский календарь?
Первый календарь включал в себя 9 месяцев:
1 месяц –Рамхатъ, месяц Божественного начала.
2 месяц – Айлетъ, месяц Новых Даров.
3 месяц – Бейлетъ, месяц Белого Сияний и Покоя Мира.
4 месяц – Гэйлетъ, месяц Вьюг и Стужи.
5 месяц – Дайлетъ, месяц Пробуждения Природы.
6 месяц – Элетъ, месяц Посева и Наречения.
7 месяц – Вэйлетъ, месяц Ветров.
8 месяц – Хейлетъ, месяц Получения даров природы
9 месяц – Тайлетъ месяц Завершения.
В простое лето месяца делились так: нечетные месяца включали в себя 41 день, четные 40. В 16 лето все месяца были по 41 день (16 лето своего рода аналог нашего високосного года).
Неделя состояла из 9 дней, каждый, из которого имел свое название, смысл, а также покровителя.
1 день — ПОНЕДЕЛЬНИК (был началом новой недели, как и у нас, но значение лучше всего раскрывается в старом календаре). Так как последний 9 день назывался «неделя», то новая вый отрезок времени после него начинался ПОнедельником. Понедельник был днем труда, а покровительствовал ему бог Хорс.
2 день — ВТОРНИК, второй по счету. День труда, покровитель Арей.
3 день — ТРИТЕЙНИК, назван от слова «три». День отдыха и поста, покровитель Перун.
4 день — ЧЕТВЕРИК, от слова "четыре". День труда, покровитель Варуна.
5 день — ПЯТНИЦА, от слова "пять". День труда, покровитель Индра.
6 день — ШЕСТИЦА, от слова шесть. День труда, покровитель Стрибог.
7 день — СЕДЬМИЦА, от слова "семь". День отдыха и поста, покровитель Сварог.
8 день — ОСЬМИЦА, то есть "ось земли", день труда, покровительница Мерцана.
9 день — НЕДЕЛЯ, то есть "нет дел". Обычно в этот день проводились гуляния, праздновались свадьбы и народ отдыхал или принимал гостей, покровительствовал этому дню Ярило.
Календари для вас.
В нашем магазине представлены вечные календари, устроенные по старому стилю. Уникальный дизайн, экологически чистый материал и правильное содержание не оставят вас равнодушными. Календари дополнят ваш интерьер, позволят проникнуться атмосферой того времени, а также прослужат у вас не один год.
Спасибо за внимание!
Какие мифы и легенды связаны с созданием славянского календаря
Мифопоэтические основы славянского народного календаря: весенне-летний цикл
Tatiana Agapkina
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 01-0 4-16068) О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р доктор филологических наук С. М. Толстая Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл.-М .: «Индрик», 2002.-816 с. (Тради ционная духовная культура славян. Современные исследования.) I8В^ 5-8 5 7 5 9-1 4 3-0 Монография посвящена народному календарю-подсистеме тради ционной культуры славян, с помощью которой моделировались представ ления о времени, природных изменениях и циклах хозяйственной деятель ности. Народный календарь впервые исследуется сопоставительно на ма териале всех славянских традиций (восточно-, западно-и южнославян ских), а также в совокупности всех составляющих его текстов и жанров (фольклорных, мифологических и обрядовых). Основное внимание уделено смысловой стороне календаря-мифопоэтическим темам и сюжетам, кото рые дают устойчивые межславянские схождения и «разыгрываются» на разных культурных языках (песни и паремиология, мифологические рас сказы, верования и приметы, народная терминология и фразеология, обря ды н обычаи). Книга адресована фольклористам, этнологам, историкам культуры, а также всем тем, кто интересуется проблемами славянской традиционной культуры.
Как современные исследования изучают славянский календарь
Когда и где на Руси появился первый календарь, история ответа не дает, так как большинство письменных памятников периода Киевской Руси и более ранних не сохранилось из-за неоднократных пожаров, различных нашествий врагов и войн.
В очень далекие времена на Руси, как и в других странах, пользовались деревянными календарями. Даже в конце XIX в. в некоторых губерниях России встречались деревянные календари, представлявшие брусок с шестью боковыми гранями длиной около полуметра с утолщением посередине. На каждой грани делали зарубки по числу дней для двух очередных месяцев, а условными значками против соответствующих зарубок отмечали важнейшие религиозные праздники.
Первая попытка как-то регламентировать хозяйственную жизнь была предпринята в «Изборнике» Святослава (1076 г.).
Счет времени по сезонам
В Древней Руси до принятия христианства, т.е. до конца X века, счет времени велся по сезонам года. Началом года считалась весна, а наиболее важным сезоном было лето. Отсюда произошло второе значение слова «лето» как синонима слова «год».
Славяне делили год на четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. Каждый сезон имел свои особенности, связанные с природными явлениями и сельскохозяйственными работами. Такая система счета времени была обусловлена земледельческим укладом жизни древних славян.
Лунно-солнечный календарь
Помимо счета по сезонам, примерно в то же время, применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц. Таким образом достигалась более точная привязка календаря к смене времен года.
Семидневная неделя (седмица)
У славян существовала семидневная неделя, которая называлась «седмицей». Она была связана с лунными фазами и делила месяц на четыре седмицы. Имена дней недели были порядковыми числительными (первый, второй и т.д.). Седьмой день недели считался днем отдыха и назывался «неделей».
Какие параллели можно провести между славянским календарем и календарями других древних культур
Б. А. Рыбаков, исследуя календарные знаки на черняховском сосуде из с. Ромашки (IV век) путём сопоставления с народным календарём, пришёл к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды (неделя, две недели, 40 дней, месяц (или «луна») и т. п.), учитывая таким образом порядковое положение дня относительно других дней и соотношение всего годичного цикла с астрономическими и природными явлениями. Такими явлениями по мнению некоторых исследователей были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленница, Купала, Овсень и Коляда.
На ромашкинском календаре обозначен период аграрных работ с конца мая по август, отмечены праздники Купала (ночь с 23 на 24 июня) и Перуна (12 и 20 июля), а также «русалии» и период жатвы.
Дни отмечены квадратиками с крестом внутри — символом света, то есть счёт вёлся «днями» («инии деньми леточтяаху»), тогда как в древнерусском источниках также указывается на то, что предки славян, до того, как узнать 12 месяцев солнечного календаря, считали время по луне («овии по луне чтяху»), то есть ночами (у англичан 2 недели называются — «14 ночей»).
При таком счёте времени самым простым было считать дни и года от какого-либо события, при этом образовывались разнообразные локальные календарные системы и эры, не являющиеся общеславянскими и существовавшими непродолжительное количество времени — до следующего значимого события.
К календарной символике, имеющей числовое выражение, у древних славян относятся числа 12, 6, 4 и 3, связанные с солнцем, числа 13, 7, 5 и 4, связанные с луной, а также число 9, имеющее лунно-солнечное объяснение. В фольклоре встречаются такие временные и числовые значения как 30 лет и 3 года, «тридевять» (12 или 27) и «тридесять» (13 или 30), 40 дней и «сорок сороков» (1600) и др.
Выводы Рыбакова не разделяются некоторыми исследователями, например, Л. С. Клейном. Клейн критикует Рыбакова за натянутость и необоснованность выводов и за неоправданный поиск «славянского календаря» в обычных орнаметах черняховских сосудов, которого там быть не может.
Начало года
У древних славян год начинался с марта, а потому январь являлся одиннадцатым по счету месяцем. Несколько позже Новый год отмечался в сентябре, в Семенов день, после чего январь стал пятым месяцем года.
До конца XVII в. новолетие начиналось не с января, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии, которая переняла этот обычай от Иудеев). До 1492г., как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Петр I, своим указом 1699г. декабря в 20 день, указал началом года считать 1 января . Этим указом летоисчесление славян, царь указал заменить на летоисчесление от рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее (источник?). С 20 февраля 1918 г. в России вводится новое летосчисление. Для того чтобы перевести дату со старого стиля на новый, пришлось прибавить к дате старого стиля 11 дней для XVIII в., 12 дней для XIX в. и 13 дней для XX в. В результате получилось так, что в ночь с 13 на 14 января отмечается так называемый старый Новый год, а в ночь с 31 декабря на 1 января по традиции мы встречаем Новый год. С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) в народе отмечали погоду на каждый день. Так, считалось, что какая погода будет каждый день в этом промежутке, то такая же погода будет и в соответствующем месяце наступившего года.
Какие современные практики включают элементы древнего славянского календаря
Древним Славянским Календарём называют Славяно-Арийский Календарь (Ведический) , летоисчисление которого начинается с С отворения М ира в З вёздном Х раме.
Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами, а Звёздный Храм – это название годины по. Данное летосчисление появилось после победы Великой Расы (древними Славянами) над Великим Драконом (Древний Китай) (5508 г. до н. эры). Эту победу наши Предки отобразили в виде образа – Витязь на коне поражает копьём Дракона . Но после крещения Руси, христиане приписали достижения наших Предков себе, и данный образ начали трактовать, как христианский святой Георгий Победоносец побеждает змия, который опустошал земли языческого царя.
Календарь – это Коляды Дар что буквально означает подарок Коляды. Т.е. слово "календарь" происходит от сращения Каляды Даръ.
Коляда – Воплощение новогоднего солнечного цикла. По древнеславянской мифологии Коляда появился на свет в 7 тысячелетии до Р.Х., чтобы спасти человечество от духовного вырождения.
Другое название Календаря — (ДКЧ).
Строение Даарийского Круголета Числобога построено на древней шестнадцатеричной системе исчисления, 16 годов Круголета проходят через 9 Стихий, создавая Круг Жизни, который насчитывает 144 года. Начало Лет Круголета приходятся на день Осеннего Равноденствия. В этот день начинался Великий древний праздник Рамха-Ита (Новолетие). Полный Солнечный Круг, от Рамха-Иты до Рамха-Иты, разделяли на три периода времени – Оусень, Зиму и Весну, а соединяясь воедино они дают солярный круг – Лето . От этого определения солярного круга, появились такие понятия, как Летописания, Летоисчисления и т.д. ("Год" в место Лето появились при Петре I, а образ "год" (от "година") обозначает "структурный" отрезок времени с 1-го по 144-ый год).
- = 180 Кругов Жизни (25 920 Лет). Сейчас считают веками (по 100 лет), а Славяно-Арии считали Кругами Жизни.
- = 9 Кругов Лет или равен 144 Лета - это минимальный срок жизни для людей в этом мире.
- = 16 Лет: пятнадцать простых Лет и шестнадцатое - Священное Лето. Это происходит из-за того, что каждые шестнадцать лет орбита Мидгарда (наша Земля) удлиняется из-за взаимодействия с другими Землями (планетами) и Лето удлиняется на 4 дня. Этот цикл также связан с древними событиями, а именно 15 лет шло переселение Родов Расы Великой из Даарии в Рассению (территория от Урала до Тихого океана), а 16-ое Лето наши Предки обживали новые земли и возносили славу Богам Нашим. В честь этого события Предки стали праздновать Пасхеть, что в переводе с х`Арийской руники означает "Путь по которому шли Боги". Отчёт Лет ведется от дня Великого праздника Рамха-Ита (или от дня Новолетия, т.е. начало нового Лета).
- Каждое Лето имеет своё название.
- Каждое Лето имеет 9(месяцев) и содержит три природных сезона: Оусень, Зима и Весна. Т.е. на каждый природный сезон приходится по три. Вместо современных месяцев "встарь считали сороками: первое сорок, другое сорок и пр.
"Что девять сороков, что четыре девяноста — одно", "Сороковины или сорочины ж. мн. поминки, поминание, поминовение, упокойная память, молитва, в 40-й день" - из словаря В.Даля. - Простое Лето = 365, в котором все нечетныесодержат по 41 дню, а чётные ‒ по 40 дней. (5х41=205)+(4х40=160)=365.
- Священное Лето = 369в котором всесодержат по 41 дню. (9х41)=369.
- Неполный = 40.
- Полный = 41.
- = 9 (дней). Каждому дню Недели, кроме последнего, соответствовало числительное название: понедельник, вторник, тритейник, четверик (четверг), пятница, шестица, седьмица, осьмица и собственно Неделя, день в который ничего не делают, а отдыхают от трудов праведных.
Все Сороковники (месяцы) начинались в строго определенные дни недели. Например, если первый Сороковник года начинается во вторник, то и все остальные нечетные Сороковники будут начинаться во вторник, а четные — в седмицу.
Это было очень удобно, все нечетные месяца Простого Лета начинались с одного дня недели, а всё чётные с другого. А так как Священное Лето состоит из 41 недели, то и следующий Круг Жизни, начинался с того же дня недели, что и Священное Лето. Таким образом, каждый Круг Жизни, т.е. цикл из 144 лет, начинался с Понедельника. - 9 - это священное число, его значение – полное развитие, целостности.